?

Log in

caravan_road

Танец экспрессивных богов.

« previous entry | next entry »
Sep. 1st, 2013 | 09:36 am
posted by: bolivar_s in caravan_road

Гавайские острова полны мифов и легенд – это истории о чувствах, предательствах, прощениях, рождениях и смертях. В коллекции Вестерфельда, одного из самых известных собирателей гавайского фольклора, есть мифы и легенды, возникшие в начале XX века, некоторые из них схожи с мифами островов Таити, Самоа, Фиджи, Новой Зеландии и других островов Тихого океана. Гавайские сказки – истории о богах и людях, призраках и гоблинах. В одной гавайской песне упоминается не менее чем «четыре тысячи богов». Обычно в мифах описываются различные вещи: от сотворения мира и возникновения жизни на Земле и до извержений вулканов, вызванных огненными богами.

Давным-давно жила-была Лака. По роду деятельности она была богиней и жила на Гавайях – что еще нужно женщине для счастья? Все складывалось так великолепно, что Лака даже танец придумала, назвала его хула, и стала танцевать по поводу и без… Нет, не так. В далекие времена жил на земле добрый гавайский молодец по имени Хииака. И была у него сестра Пеле – женщина несколько неуравновешенная, но во многом это объяснялось тем, что она была богиней вулканов.

Как-то раз Пеле совсем разнервничалась, и Хииака, перепробовавший уже все средства, дабы успокоить свою сестру, придумал танец, наивно полагая, что он поможет там, где валиум помочь не смог. Или так: богиня вулканов Пеле может быть и была склонна к резким перепадам настроения, но она и в подметки не годилась своей сестре – богине океанов Намакаокахаи. Вот где был воистину океан страстей и в прямом, и в переносном смысле. Так что, Пеле сама была жертвой неуравновешенной сестры, и это она, а не ее брат, придумала танец хула…

Хотя хула и ассоциируется только с Гавайями, но относится к группе полинезийских танцев и по своему исполнению является уникальной.  В древние времена у гавайцев не было письменности, поэтому в песнях и танцах рассказывалось об истории и обычаях. Первые танцы были также и священными ритуалами.
Когда в XIX веке началось заселение Гавайев христианскими миссионерами, традиции гавайцев были осуждены как языческие, а идолы, которым они поклонялись уничтожены. Миссионеры раскритиковали хулу, так как считали ее развязной и дьявольской, и запретили ее. Древние танцы и напевы были утеряны.

Во время правления короля Калакауа (1874-1891) произошло возрождение. По случаю его коронации были исполненым множество песен и танцев хулы, некоторые были специально написаны для этой цели.
К середине ХХ века хула стала популярной. Чтобы отвечать потребностям разнообразной аудитории, были введены многочисленные новшества. Для музыкального сопровождения хулы стали использовать гитару и укулеле, в песнях использовались английские слова. В современной хуле больше внимания акцентируется на движениях рук и ног, покачивании бедер и выражении лица.

Сегодня существуют школы хулы, где Kumu Hula обучают танцам старого и нового стиля. Каждый год в Хило (Гавайи) проводится фестиваль хулы - Merrie Monarch Festival, - где участники "соревнуются", показывая свое мастерство. Перед началом совершается ритуал - паломничество к лавовому колодцу богини Пеле или на места недавних потоков лавы. Участники поют, танцуют и делают приношения из цветов и ягод, прося богиню благословить их усилия в конкурсе. Хула известна всему миру, благодаря своей красоте, мудрости и тайне.

Хула, богиней которого является Лака, - традиционная форма духовной практики и дисциплины. Перед выступлением танцоры подносили на алтарь богини благоухающие цветы и священные растения:

  • - МАИЛЕ символизировало пуповину, которая связывала богиню с танцем и землей;

  • - дерево ЛЕХУА – мужское, а цветок ЛЕХУА – женский (возложение их на алтарь означало соединение в танце мужского и женского аспектов);

  • - трава ПИЛИ, помещенная на алтаре, символизировала знания приходящие во время танца, которые необходимо помнить;

  • - последним возлагали на алтарь сандаловое дерево ИЛИАХИ, его аромат вдохновлял танцоров.


Когда все растения были возложены на алтарь и были вызваны духи этих растений, танцоры могли получить вдохновение от богини и с ее помощью превратить обычный заурядный танец в необыкновенное и захватывающее действие.

Когда-то давно гавайский танец хула был посвящен богам и исполнялся исключительно в их честь. Женщины надевали на себя юбки пау, а все то, что не закрывалось пау, пряталось под гирляндой-бусами из цветов, называемых леи. На ноги надевались браслеты из китовой кости или собачьих зубов. Мужчины, танцующие хула, вместо юбок использовали мало – специальные повязки. Мужчины и женщины поднимались на помост перед алтарем богине Пеле или богине Лака, и начинали танцевать.

Существует версия, что когда-то хула был дозволен исключительно мужчинам, но, со временем, этот танец стали танцевать и женщины. А вот песни меле, сопровождающие танец, могут исполнять только представители сильного пола.

Исполнители хула делились на две группы: олапа – танцоры, совершающие активные движения танца, и хоопаа – исполнители, сидящие на земле, поющие и играющие на музыкальных инструментах.

Хула сопровождался игрой на традиционных гавайских инструментах – ипу и ипу-хеке (барабаны из тыквы), паху и пуниу (барабаны с мембранами из рыбьей кожи), илиили (маракасы из вулканического камня) и др. Сегодня с музыкой немного проще – для хула используют гитары, электрогитары и укулеле, что на поверку является обычной гавайской гитарой.

Прошлый, 20-й век, был ключевым для гавайского народного танца. Наплыв туристов превратил хула в коммерческий продукт, что, должно быть, сказалось на качестве, но зато, наряду с другой гавайской экзотикой, помогло превратить Гавайи в модный курорт.

Сегодня существует две разновидности хула. Кахико – так называют древнюю форму танца. Под древней формой имеется в виду та, которая существовала на Гавайях до прихода ханжей-миссионеров. Ауано – современный хула, тот, что формировался в 19-20 веках. Если кахико был совершенно первобытным и не имеющим аналогов танцем, то ауано почерпнул кое-что из европейских культур. Например, как уже упоминалось выше, современный хула сопровождается игрой не только на национальных гавайских инструментах, но и гитарах и контрабасе.

Кахико имел множество разновидностей, однако, большинство из них были посвящены либо вождям, либо богам. Каждое движение в хула – это слово, часть повествования. Любой жест ладонью – логически выверенная нить рассказа. Танцор хула рассказывает зрителям о жизни всего живого на земле – при помощи пластики и танцевальной пантомимы человек может перевоплотиться в ветер, огонь, птицу, животное, растение. Он может рассказать о красоте природы Гавайских островов, а может поведать историю любви молодых людей, рождения детей и жизни человека в целом. Вот так танец может рассказать все о Гавайях. Правда, чтобы понять этот рассказ, нужно быть гавайцем…

В хула ауана для нас все более понятно – сказывается влияние европейской культуры на танец. Более привычные для нашего уха мотивы, понятные движения. Один минус – под влиянием христианских миссионеров танцовщицы теперь не ограничивают свой наряд одной короткой юбочкой, облачаясь в закрытые платья и длинные сарафаны. Но это больше заботит мужскую часть публики. Женщины же в большинстве своем следят за плавными, но ритмичными движениями танцовщиц и мечтают тоже овладеть искусством танца хула. Сегодня эта мечта легко может превратиться в реальность – школы хула есть не только на Гавайях, но и по всему миру, и требования в них не такие строгие, как в былые времена. Да, когда-то давно ученикам школы танца хула приходилось не сладко – они должны были полностью подчиняться строгому учителю куму и четко следовать ряду правил, часть которых попахивает безумием – например, не стричь волосы и ногти на протяжении всей учебы (а длилась эта учеба, бывало, годами). Сегодня же – добро пожаловать! В современных школах хулу вам не запретят стричься хоть наголо, не заставят продавать душу гавайским богам и приносить им в жертву ягненка (правда, последние две вещи и раньше не заставляли делать). Тем более, что хула – танец не только красивый, но и для здоровья полезный.

Официально термина «хулатерапия» не существует. Но это просто досадное недоразумение. О терапевтическом воздействии хула расскажет вам не только любой гаваец, но и целый ряд специалистов, изучающих полезные свойства хула и танцев в целом. Так вот, эти ребята уверяют, что хула дарит танцору заряд энергии, но при этом, этот танец несет и расслабляющее действие. Главный акцент идет на бедра – плавные, волнообразные движения расслабляют тело, дарят мышцам и костной системе настоящий «активный отдых».

Символически в хула движение бедер означает гармонию между верхней и нижней частями тела. На практики же подобные движения служат своеобразным массажем и действительно несут в себе «гармонию» - помогают жидкости в теле хорошо циркулировать, а значит, не образовывать отеки. Вместе с гармонией тела хула дарит и гармонию души. Утверждают, что регулярное занятие хула дарит душевное равновесие человеку, танцующему этот танец.

Хорошо подойдет хула для женщин, у которых нечетко выделена талия – опять-таки, за счет танцевальной «гимнастики» для бедер, разрабатывается область талии и проявляются женственные изгибы. Занятия хула пойдут на пользу и тем, у кого есть проблемы с чувством ритма, например, детям. Этот танец помогает восстановить полную координацию движений, а это означает, что строго нормированные занятия с контролем тренера помогут людям, восстанавливающимся после травм и тем, кто по какой-либо другой причине испытывает трудности с координацией. На Гавайях очень многие пожилые люди танцуют хула. Хула же, в благодарность, дарит им гибкость до глубокой старости, здоровье и крепость суставов, жизненную энергию.

Танцевать хула и не знать имен его «танцевальных гуру» - это как заниматься балетом и никогда не слышать таких имен, как Анна Павлова, Майя Плисецкая и Айседора Дункан.

Гавайский танец во многом обязан Георгу Наопе – великому куму. Георг начал учиться хула с трех лет – он по несколько часов в день учил песнопения меле. История эта получает дополнительную мелодраматичность благодаря тому нюансу, что в те времена хула был еще запрещен, а потому занятия проводились подпольно. Вот так Георг нелегально учился хулу 12 лет. Учения не прошли зря – Наопе вырос и стал первым куму, который открыто обучал искусству кахико. С учетом того, что хула тогда был мягко говоря, не очень популярным, Наопе был вынужден подрабатывать по вечерам танцуя в кабаках, чтобы сводить концы с концами.

Именно Наопе был первым организатором фестиваля хула «Мэри Монарх», который проводится с 1961-го года и по наши дни. Сегодня этот фестиваль как никогда популярен и тысячи туристов со всего света приезжают посмотреть на него. Кстати, свое название «Мэри Монарх» фестиваль получил в честь короля Дэвида Калакауа, который, как мы помним, еще в конце 19 века не дал зачахнуть национальному танцу.
Богиней танца хула (да простят меня Пеле и Лака) называют великую Иолану Луахине.
Считается, что никто до нее так не танцевал хулу, и не родился тот танцор, который бы был на ее уровне. Она была виртуозна и гениальна в танце. Она выступала каждый раз на открытии «Мэри Монарх» и, говорят, что посмотреть на ее танец слетались птицы с вулканов. В 1976 году богиня доказала, что она все-таки человек, скончавшись от рака.

Куму Кавайикапуакалани Хюветт прославился как композитор и автор многих меле и мелодий для хула ауану. Так же он является куму первой прославленной из не рожденных на Гавайях исполнительницей хула - Сьюзен Флойд. Женщина вот уже много лет живет на Гавайях, и до такой степени виртуозно овладела искусством хула, что учиться у нее мечтают многие коренные гавайцы.
На Гавайях хула является очень популярной, это часть культуры. Для гавайцев естественно то, что люди в пожилом возрасте танцуют хула. Их тела бодры, гибки и полны радости жизни, мудрости и энергии. Чем старше танцор, тем более он ценен, так как Хула – язык сердца, а сердце всегда остается молодым. Обратное происходит в культуре западной – чем старше танцор, тем меньше людей хотели бы видеть его танец.

В случае людей «продвинутых» (получивших развитие), Хула может быть формой работы с энергией, духовной практикой, молитвой. В движениях хула и в словах гавайской песни содержится вечная мудрость как гавайской культуры, так и эзотерической традиции – Хуна.

Не известно, верят ли до сих пор гавайцы в своих богинь Лака и Пеле, но коллективное детище этих небожительныц живо – танец хула, когда-то чуть не исчезнувший с лица земли терпит второе возрождение. Его популярность растет с каждым днем, и она давно покинула пределы Гавайских островов. Сегодня особенно много школ хула в Америке и Японии, где их посещают тысячи учеников.
Цитата сообщения Владимир_ГринчувПрочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!

Link | Leave a comment | Share

Comments {0}